Сегодня уже не вызывает сомнений, что причина проблем, переживаемых нашим обществом, кроется, прежде всего, в просчетах теоретико-методологического характера. Достаточно посмотреть, какое место отводится труду в новейших социальных, экономических и политических теориях, в соответствующей практической деятельности. Между тем, любые общественные преобразования возможны лишь в результате использования организационно-управленческих, научно-технических, финансово-экономических, духовно-нравственных мер по совершенствованию содержания, характера, форм и условий трудовой деятельности людей. Мировой опыт модернизации экономики свидетельствует, что это возможно только при всеобщем подъеме трудовой активности населения.
Совершенствование экономики российского общества в постсоветский период осуществляется с нарушением одного из важных принципов перехода к рыночным отношениям — усиления мотивации труда. В таком случае становится невозможным повысить созидательный потенциал социальной политики, которая имеет решающее значение для стабилизации экономики и выхода ее из кризиса. Социальная политика призвана способствовать повышению предприни-ательской активности и снижению иждивенческих настрое-ний. Таким образом, ключ к решению проблемы находится в сфере труда.
Качественно новое, современное исследование проблем труда, — это обоснование объективной роли труда в модернизации экономики в условиях изменения способа производства, выявление места труда в системе функционирования производительных сил складывающегося рыночного общества, конституирование особой роли труда в общественных отношениях переходного характера. Поставленную задачу нельзя решить правильно, если исходить из упрощенных представлений о сути производительных сил и производственных отношений как о механических суммах соответственно простых момен-тов процесса труда и экономических отношений между людьми.
Сегодня в осознании социально-экономических проблем постсоветского российского общества сложилась ситуация теоретического смешения сущности и яв-ления, содержания и формы в области разделения труда. В результате этого, казалось бы, несущественного теоретико-методологического огреха в экономической политике нынешнего руководства в стране наблюдается разрыв между содержанием и формой рынка, между целями и средствами его утверждения. В частности, очевидна явная ориентация прави-тельства на достижение формальных признаков рыночной экономической системы в ущерб содержательным сторонам динамики общественного производства: его эффективности, технико-технологическому уровню и конкурентноспособности, уровню и качеству жизни, социальной защищенности населения, без которых рынок теряет свой смысл. Это и есть подмена содержания формой.
Корень проблемы — в игнорировании того непреложного факта, что богатство общества создается трудом и только трудом. Необходимыми условиями успеха являются четкая постановка реалистичных, вдохновляющих и разделяемых обществом целей и соответствующих средств их достижения. Другими словами, общество должно получить эффективный стимул к высокопроизводительному труду. Сами по себе такие инструменты экономической политики, как либерализация, приватизация, инвестирование и т.п., применяемые без ориентации на содержательные цели, не могут быть продуктивны, а иногда они попросту вредны. Так, например, приватизация собственности была рассчитана на стимулирование и активизацию производственной деятельности людей. На деле же приватизация привела не столько к накоплению богатства, сколько к проеданию основного капитала.
Сила рыночных отношений состоит в том, что они при-званы непрерывно активизировать трудовую деятельность. Признавая этот факт, некоторые теоретики рыночной экономики полагают, что «природа труда и его роль в развитии общества остаются неизменными, не зависят принципиальным образом от характера социально-экономической и общественно-политической системы». Налицо игнорирование диалектической взаимосвязи содержания и формы труда.
Такую же методологическую неточность наблюдаем при различении трудового и нетрудового в системе доходов, в понимании области труда и мотивов труда. Речь идет о том, что в советский период понятие труда распространялось лишь в материально-вещественной сфере, где имеют место осязаемые предметы труда и орудия труда. Как следствие, утвердилось мнение, будто бы труд, создающий стоимость, возможен только в сфере материального производства. Отсюда становится понятным, откуда появилось столь живучее пренебрежительное отношение ко всему тому, что представляет так называемую непроизводственную сферу. Более того, деятельность в этой сфере не признавалась за труд, а доходы — за трудовые. Достаточно вспомнить судьбу Иосифа Бродского, чья поэтическая деятельность была удостоена Нобелевской премии, а до того — в решении нашего суда — определена как тунеядство.
С переходом на рыночные отношения ситуация вроде бы изменилась: теперь трудом считается любая целесооб-разная деятельность человека, на которую затрачены мысль, энергия и время независимо от характера, содержания, формы и результатов работы. Однако снова были размыты критерии отличия трудовых доходов от нетрудовых, разрешенных видов трудовой деятельности от неразрешенных. В конце концов, это привело к извращению смысла и предназначения труда. Крайности сходятся — непомерное расширение границ бытия трудовой деятельности имеет тот же результат, что и чрезмерное сужение сферы его приложения.
В целом, трудовые отношения выступают связующим звеном между государством и обществом:
С одной стороны, трудовые отношения конструируются плано-мерной деятельностью государства, они призваны выполнить социотворческую функцию, когда основным средством выступают способы государственного регулирования.
С другой стороны, трудовые отношения как форма внегосударственных отношений сами есть функция гражданского общества; они не могут полностью регламентироваться сверху государством, которое регулирует гражданскую жизнь лишь в известных пределах — этот предел задается родовой сущностью человека.
Ведущую роль в гармонизации трудовых отношений в обществе призваны играть профессиональные союзы. Если подойти к анализу их места и роли в жизни общества с позиций истории международного рабочего и профсоюзного движения, то следует признать: профсоюзное движение каждой страны является своеобразным слепком той общественной системы, в которой оно существует. Не случайно в тоталитарном обществе, где жестко регламентированы все основные сферы его жизнедеятельности, профсоюз может существовать только в роли «приводного ремня влияния партии». В странах «третьего мира», отражая достаточно сложный спектр политических сил в обществе, в подавляющем большинстве случаев работодателям противостоят профсоюзы революционного и реформистского типов, а в странах с достаточно серьезным влиянием церкви — еще и профсоюзы клерикальные. В развитых же странах профсоюзы достаточно органично вписываются в политическую систему общества, являясь одним из важнейших элементов гражданского общества.
В самом общем виде и несколько упрощая, роль профсоюзов в гражданском обществе можно определить как формирование из наемного работника гражданина. Решение этой задачи было более чем актуальной, поскольку первоначально гражданское общество было обществом граждан-собственников. За его пределами оказывались не имевшие собственности наемные рабочие, у которых не было большинства гражданских прав.
Профсоюзы, которые в странах Запада появлялись, как правило, после возникновения гражданского общества, сыграли огромную роль в его трансформации, в наделении рабочих и населения гражданскими, политическими, социальными и иными правами. С момента своего становления, профсоюзы — объективно и порой субъективно — были орудием эмансипации рабочего класса, средством обретения прав.
Защищая рабочего экономически, а отчасти и в других отношениях, ограничивая произвол хозяина, профсоюзы способствовали становлению рабочих, прежде в подавляющем большинстве угнетенных и бесправных, как граждан, как социальных субъектов. Одновременно, отстаивая свое право на существование и свободное функционирование, профсоюзы этим защи-щали гражданско-политическое право своих членов на организацию, на объединение для защиты общих интересов. Выступая против крайних форм эксплуатации, добиваясь создания и развития различных институтов социальной защиты (выросших впоследствии в «государство благосостояния»), профсоюзы боролись за социальные права своих членов, были агентами обретения ими социального гражданства.
Таким образом, исторически первое и главное, в чем выразилась функция профсоюзов в гражданском обществе, это борьба за эмансипацию наемных работников экономической, политической и социальной областях. Только через организацию, в основном профсоюзную, наемные работники — значительная или даже преобладающая часть населения — получили большинство прав и на месте работы и в самом обществе. Это отмечал еще Л. Брентано, когда писал в своей «Истории развития народного хозяйства Англии», что благодаря профсоюзам «труд становится действительно товаром, рабочий — действительно человеком» (Цит. по: А.Б. Вебер. Классовая борьба и капитализм. М., 1986, с. 42). В свою очередь, это изменяло характер самого гражданского общества. Деятельность профсоюзов (при поддержке — в большинстве случаев — рабочих партий) на протяжении десятилетий привела к превращению этого общества из либерального в либерально-социальное и либерально-демократическое.

By andrei